По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.09.2015 по делу N 33-14077/2015 <Об отмене Решения Нижнесалдинского городского суда Свердловской области от 11.06.2015 в части признания недействующим пункта 1 приложения к Постановлению Администрации городского округа Нижняя Салда от 24.06.2014 N 620 для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда...">



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2015 г. по делу № 33-14077/2015

Судья Ц.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
Судей Кормильцевой И.И.,
Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 сентября 2015 года гражданское (административное) дело по заявлению прокурора города Нижняя Салда о признании недействующими в части нормативных правовых актов
по апелляционной жалобе заинтересованного лица (административного ответчика) администрации городского округа Нижняя Салда
на решение Нижнесалдинского городского суда Свердловской области от 11 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заявителя прокурора города Нижняя Салда Волковой М.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор города Нижняя Салда обратился в суд с заявлениями о признании недействующими: подпункта "а" пункта 5.4 Порядка установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, а также установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории городского округа Нижняя Салда, утвержденного Решением Думы городского округа Нижняя Салда от 18 апреля 2013 года № 22/3 (далее - Решение Думы городского округа Нижняя Салда от 18 апреля 2013 года № 22/3); пункта 1 приложения к Постановлению администрации городского округа Нижняя Салда от 24 июня 2014 года № 620 "Об установлении размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, на территории городского округа Нижняя Салда", действующего в редакции Постановлений администрации городского округа Нижняя Салда от 14 июля 2014 № 675, от 14 ноября 2014 года № 1161, от 19 января 2015 года № 4 (далее - Постановление администрации городского округа Нижняя Салда от 24 июня 2014 года № 620).
В обоснование требований указал на противоречие оспариваемых норм требованиям действующего федерального законодательства: статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 39, 154, 156, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделу III Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491. Указанным законодательством органам местного самоуправления предоставлены полномочия по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Вместе с тем, законодательством не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по установлению размеров платы граждан на услуги, входящие в состав размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения.
Определением судьи от 03 июня 2015 года гражданские дела по заявлениям прокурора города Нижняя Салда о признании недействующими в части нормативных правовых актов объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании представитель заявителя прокурор Богданов Е.М. заявленные требования поддержал.
Представители заинтересованных лиц Думы городского округа Нижняя Салда и администрации городского округа Нижняя Салда Ф., М. в судебном заседании заявленные требования не признали, просили в удовлетворении заявлений отказать.
Решением Нижнесалдинского городского суда Свердловской области от 11 июня 2015 года заявления прокурора города Нижняя Салда удовлетворены в части признания недействующим пункта 1 приложения к Постановлению администрации городского округа Нижняя Салда от 24 июня 2014 года № 620 с момента вступления решения суда в законную силу, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Решение Нижнесалдинского городского суда Свердловской области от 11 июня 2015 года в части отказа в удовлетворении заявления прокурора города Нижняя Салда о признании недействующим подпункта "а" пункта 5.4 Решения Думы городского округа Нижняя Салда от 18 апреля 2013 года № 22/3 лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо (административный ответчик) администрация городского округа Нижняя Салда просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права и неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявителем (административным истцом) прокурором города Нижняя Салда принесены письменные возражения относительно апелляционной жалобы, в которых указано на законность решения суда.
Представители заинтересованных лиц (административных ответчиков) администрации городского округа Нижняя Салда, Думы городского округа Нижняя Салда, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в обжалуемой части подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующего с 15 сентября 2015 года.
Судебной коллегией установлено, что оспариваемое в части Постановление администрации городского округа Нижняя Салда от 24 июня 2014 года № 620 "Об установлении размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, на территории городского округа Нижняя Салда", действующее в редакции Постановлений администрации городского округа Нижняя Салда от 14 июля 2014 № 675, от 14 ноября 2014 года № 1161, от 19 января 2015 года № 4, признано утратившим силу с 01 июля 2015 года на основании пункта 2 Постановления администрации городского округа Нижняя Салда от 22 июня 2015 года № 513 "Об установлении размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, на территории городского округа Нижняя Салда", которое официально опубликовано в средствах массовой информации "Городской вестник - Нижняя Салда" № 27 25 июня 2015 года, № 29 09 июля 2015 года.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт органа местного самоуправления утратил силу и является недействующим с 01 июля 2015 года.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (действующей до 15 сентября 2015 года) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативным правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с положениями статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1). С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции (часть 3).
Исходя из положений законодательства, предметом судебного рассмотрения могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения гражданских прав и свобод, требующие судебного пресечения. Нормативные правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод физических и юридических лиц повлечь не могут. Поскольку на момент рассмотрения дела в апелляционном порядке оспариваемые нормы права прекратили свое действие и нарушений чьих-либо прав и свобод не влекут, оспариваемое постановление не может быть предметом судебной проверки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
В силу статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (часть 2). Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях (часть 3).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Обстоятельства, указанные в части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае отсутствуют и материалами дела не подтверждаются.
Вместе с тем следует иметь в виду, что утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления закрепленного в части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права: оно может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, которые обусловлены характером спорных правоотношений. Физические и юридические лица могут защитить свои права не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу, а обжалуя основанные на них решения и действия (бездействие) органов власти, местного самоуправления и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий, поскольку суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта органа местного самоуправления (в том числе утратившего силу) акту большей юридической силы, принимает решение в соответствии с последним.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь статьями 308, 311, пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

отменить решение Нижнесалдинского городского суда Свердловской области от 11 июня 2015 года в части признания недействующим пункта 1 приложения к Постановлению администрации городского округа Нижняя Салда от 24 июня 2014 года № 620 "Об установлении размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, на территории городского округа Нижняя Салда". Прекратить производство по гражданскому (административному) делу по заявлению прокурора города Нижняя Салда в указанной части, решение суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора города Нижняя Салда оставить без изменения.

Председательствующий
Т.Е.СОБОЛЕВА

Судьи
И.И.КОРМИЛЬЦЕВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА


------------------------------------------------------------------