По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Свердловского областного суда от 28.04.2015 по делу N 3-188/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2014 N 1014-ПП "О предоставлении бесплатного проезда по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования междугородных маршрутов отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации">



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу № 3-188/2015

Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 19 ноября 2014 года № 1014-ПП "О предоставлении бесплатного проезда по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации",

установил:

19 ноября 2014 года Правительством Свердловской области издано постановление № 1014-ПП "О предоставлении бесплатного проезда по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" (далее - постановление № 1014-ПП).
Пунктом 1 постановления № 1014-ПП для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, установлена дополнительная мера социальной поддержки - бесплатный проезд по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов. Пунктом 2 этого постановлениям утвержден Порядок предоставления названной меры социальной поддержки (далее - Порядок), которым установлен перечень категорий граждан, проживающих на территории Свердловской области, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, которым предоставляется указанная дополнительная мера социальной поддержки, в числе которых поименованы инвалиды (подпункт 11 пункта 2 Порядка) (л. д. 70 - 82).
26 ноября 2014 года текст названного постановления вместе с Порядком был опубликован в официальном средстве массовой информации "Областная газета" № 218 (л. д. 100). Постановление № 1014-ПП вступило в действие с 05 декабря 2014 года, является действующим по настоящее время.
А., являющийся инвалидом <...> группы, обратился в суд с требованием о признании недействующим пункта 1 постановления № 1014-ПП, как противоречащего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статьям 2, 4, 7, 15, 18, 19, 39, 55, 71, 72, 76 Конституции Российской Федерации, статье 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), Федеральным законам от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменении и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) и от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).
В обоснование указал, что в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области ему, как инвалиду, ранее предоставлялась такая мера социальной поддержки, как бесплатный проезд на всех видах транспорта городских, пригородных и междугородних маршрутов, предоставление которой было прекращено в 2008 году. Взамен установлена новая мера социальной поддержки - ежегодное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов. Пунктом 1 постановления № 1014-ПП частично сохранена ранее действующая мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов. Установление такой меры социальной поддержки оспариваемыми положениями нормативного правового акта нарушает его права инвалида, так как снижает ранее достигнутый (до 2008 года) уровень его социальной защиты, поскольку не восстанавливает для него такую меру социальной поддержки, как бесплатный проезд на автомобильном транспорте городских и пригородных маршрутов.
Представители Правительства Свердловской области Г. и Х. заявленные требования не признали. Суду пояснили, что постановление № 1014-ПП издано Правительством Свердловской области в пределах его полномочий, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение помощника прокурора Свердловской области Куриловича И.А., полагавшего, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, приходит к следующему.
Постановление № 1014-ПП является нормативным правовым актом, распространяет свое действие на заявителя, являющегося инвалидом III группы. В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации А. вправе обратиться в суд с требованием о признании недействующим этого правового акта.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Определяя пределы участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения, федеральный законодатель в статье 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ установил, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3). Финансирование этих полномочий, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (часть 4).
Наделяя такими полномочиями органы государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральное законодательство не называет форму нормативного правового акта, которым могут быть установлены названные дополнительные меры социальной поддержки. Следовательно, такие меры поддержки могут быть установлены как законами, так и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, к полномочиям которых отнесено принятие таких актов.
Ранее действовавшим федеральным законодательством было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета отдельным категориям граждан льготы в виде бесплатного проезда на транспорте.
В частности, Федеральный закон № 181-ФЗ, определяя государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в статье 30 (в редакции от 23 октября 2003 года) закреплял за инвалидами право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, а также право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на междугородных линиях автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. А за инвалидами I и II групп и детьми-инвалидами - право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно.
Названные льготы, в том числе и для инвалидов, сохранялись до 01 января 2005 года и утратили свое действие в связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ.
В настоящее время, а также и на момент издания постановления № 1014-ПП, для лиц, перечисленных в пункте 2 Порядка, федеральным законодательством не предусмотрено такой меры социальной поддержки, как бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов. Действующая редакция Федерального закона № 181-ФЗ также не предусматривает такой меры социальной поддержки для инвалидов. Для определенной категории граждан федеральным законодательством сохранен только разовый бесплатный проезд на транспорте междугородных маршрутов (например, для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы - бесплатный проезд два раза в год - статья 6 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордера Славы").
Пользование мерой социальной поддержки, установленной пунктом 1 постановления № 1014-ПП, не носит разового характера. Граждане, относящиеся к категориям, перечисленным в пункте 2 Порядка, вправе неограниченное количество раз пользоваться этой мерой социальной поддержки в период ее существования.
Таким образом, установленная пунктом 1 постановления № 1014-ПП мера социальной поддержки не является тождественной тем мерам социальной поддержки, которые установлены федеральным законодательством для граждан, перечисленных в пункте 2 Порядка. Эта мера, как и указано в названном постановлении, является дополнительной, поскольку предоставляется гражданам сверх мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством.
Финансирование расходов на предоставление этой меры социальной поддержки согласно пункту 3 постановления № 1014-ПП и пункта 2 Порядка предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 19 ноября 2014 года № 1016-ПП, осуществляется исключительно за счет средств бюджета Свердловской области.
Таким образом, часть 3 статьи 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ позволяет органам государственной власти Свердловской области установить вышеназванную дополнительную меру социальной поддержки, финансируемую за счет средств бюджета этого субъекта Российской Федерации.
Правительство Свердловской области, являясь высшим постоянно действующим органом государственной власти Свердловской области, реализует свои полномочия, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области, статьи 1, 22 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года № 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области").
Решение социальных вопросов на территории Свердловской области, включая осуществление социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и других граждан, в силу статьи 14 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года № 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" относится к компетенции Правительства Свердловской области.
Анализируя вышеприведенные положения федерального и регионального законодательства, учитывая, что проект постановления № 1014-ПП был обсужден на заседании правительства Свердловской области и принят большинством голосов его членов (л. д. 86 - 87, 91, 99), суд приходит к выводу, что пункт 1 постановления № 1014-ПП издан Правительством Свердловской области в пределах его полномочий, предоставленных вышеперечисленным законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и в предусмотренной законодательством форме.
Согласно статье 31 Федерального закона № 181-ФЗ, в случае, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Мера социальной поддержки, установленная пунктом 1 постановления № 1014-ПП, является дополнительной к тем мерам, которые для инвалидов предусмотрены Федеральным законом № 181-ФЗ. Предоставление этой меры не связывается с получением инвалидом каких-либо иных мер социальной поддержки, предусмотренных названным федеральным законом и законодательством Свердловской области. Не связывается ее предоставление с необходимостью выбора инвалидом между получением данной меры и получением иных мер, как не связывается и с необходимостью отказа от каких-либо иных мер социальной поддержки. Поэтому пункт 1 постановления № 1014-ПП ее установивший, не может расцениваться как противоречащий статье 31 Федерального закона № 181-ФЗ.
Принимая во внимание, что установление названной меры социальной поддержки направлено на повышение уровня социальной защиты граждан, включая инвалидов, по сравнению с теми мерами социальной поддержки, которые установлены им федеральным законодательством и, учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта сами по себе не отменяют для заявителя каких-либо мер социальной поддержки, суд приходит к выводу, что оспариваемое правое регулирование никоим образом не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации гласит, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Однако ни государственные пенсии, ни социальные пособия оспариваемыми положениями постановления № 1014-ПП не устанавливались, что свидетельствует об отсутствии противоречия этих положений названной норме Конституции Российской Федерации.
Суд не усматривает какого-либо противоречия пункта 1 постановления № 1014-ПП иному законодательству, имеющему большую юридическую силу, включая Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы N№ 184-ФЗ, 181-ФЗ, 122-ФЗ.
Доводы заявителя свидетельствуют о том, что им фактически ставится вопрос о необходимости и целесообразности изменения нормативного правового регулирования путем предоставления ему бесплатного проезда не только на автомобильном транспорте междугородных маршрутов, но также и на транспорте городских и пригородных маршрутах. Однако разрешение этого вопроса не относится к полномочиям суда, установленным главой 7 Конституции Российской Федерации, а относится к исключительной компетенции иных органов государственной власти.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления А.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья
Е.С.ШУМКОВ


------------------------------------------------------------------